Развитие сотрудников и коучинг

Сегодня многие специалисты обращают внимание на необходимость развития у сотрудников таких качеств, как инициативность, творчество и увлеченность для усиления конкурентоспособности как отдельных работников, так и целых организаций. [1] Среди инструментов, используемых в развитии персонала особое место занимает коучинг.

Коучинг по сути заключается в проведении диалога между коучем и клиентом (или клиентами), в процессе которого первый помогает второму (вторым), задавая вопросы, найти решение его (их) задачи. Искусство коучинга состоит в налаживании контакта между участниками данного процесса, в умении почувствовать ситуацию и задать вопрос, который поможет клиенту продвинуться к необходимому решению. Важный момент заключается и в том, что коуч не высказывает свое мнение, не советует, а дает второй стороне возможность выйти самостоятельно на ответ и самостоятельно принять или не принять ответственность за его реализацию. С этой точки зрения коучинг создает условия для осознанности в принятии решений, что весьма ценно с точки зрения развития у людей таких качеств, как инициативность, творчество и увлеченность.

При этом данный инструмент может быть использован в решении как личных задач, так и для развития организации. Одновременно коучинг может проводиться как для отдельных людей, например, для решения конфликтных ситуаций в семье или на работе, так и для целой группы или команды специалистов для решения общей для них задачи. Во втором случае коучинг получил название группового или командного коучинга.

В настоящее время коучинг получил широкое распространение в компаниях. Последние приглашают внешних коучей для проведения сессий для своих сотрудников, или в структуре организаций появляются штатные коучи. Среди компаний, активно использующих данный инструмент в развитии персонала в нашей стране, российское представительство PwC, Сбербанк, МТС и др. Кроме того, коучинг используется в процессе обучения студентов в учебных заведениях, в том числе в университете «Синергия».

Что касается моего личного опыта работы с коучингом, мне показались интересными коучинговые инструменты такие, как колесо баланса или пирамида логический уровней Роберта Дилтса. С одной стороны, они могут быть использованы при проведении коуч-сессии, с другой стороны, их можно применить в самокоучинге и добиться неплохих результатов.

В целом можно сделать вывод о том, что коучинг только набирает силу в практике саморазвития и развития сотрудников в организациях. На мой взгляд его использование открывает новые возможности как перед отдельными людьми, так и перед организациями. В то же время в самом коучинге возникают нововведения и новые направления, которые нередко освещаются на конференциях и других мероприятиях, посвященных коучингу.

[1] Хэмел Г. Манифест лидера: Что действительно важно сейчас. — М.: Манн, Иванов и Фербер, Эксмо, 2013.

  • Марина Савельева, тренер, коуч, преподаватель
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий