Развитие сотрудников и коучинг

Сегодня многие специалисты обращают внимание на необходимость развития у сотрудников таких качеств, как инициативность, творчество и увлеченность для усиления конкурентоспособности как отдельных работников, так и целых организаций. [1] Среди инструментов, используемых в развитии персонала особое место занимает коучинг.

Коучинг по сути заключается в проведении диалога между коучем и клиентом (или клиентами), в процессе которого первый помогает второму (вторым), задавая вопросы, найти решение его (их) задачи. Искусство коучинга состоит в налаживании контакта между участниками данного процесса, в умении почувствовать ситуацию и задать вопрос, который поможет клиенту продвинуться к необходимому решению. Важный момент заключается и в том, что коуч не высказывает свое мнение, не советует, а дает второй стороне возможность выйти самостоятельно на ответ и самостоятельно принять или не принять ответственность за его реализацию. С этой точки зрения коучинг создает условия для осознанности в принятии решений, что весьма ценно с точки зрения развития у людей таких качеств, как инициативность, творчество и увлеченность.

При этом данный инструмент может быть использован в решении как личных задач, так и для развития организации. Одновременно коучинг может проводиться как для отдельных людей, например, для решения конфликтных ситуаций в семье или на работе, так и для целой группы или команды специалистов для решения общей для них задачи. Во втором случае коучинг получил название группового или командного коучинга.

В настоящее время коучинг получил широкое распространение в компаниях. Последние приглашают внешних коучей для проведения сессий для своих сотрудников, или в структуре организаций появляются штатные коучи. Среди компаний, активно использующих данный инструмент в развитии персонала в нашей стране, российское представительство PwC, Сбербанк, МТС и др. Кроме того, коучинг используется в процессе обучения студентов в учебных заведениях, в том числе в университете «Синергия».

Что касается моего личного опыта работы с коучингом, мне показались интересными коучинговые инструменты такие, как колесо баланса или пирамида логический уровней Роберта Дилтса. С одной стороны, они могут быть использованы при проведении коуч-сессии, с другой стороны, их можно применить в самокоучинге и добиться неплохих результатов.

В целом можно сделать вывод о том, что коучинг только набирает силу в практике саморазвития и развития сотрудников в организациях. На мой взгляд его использование открывает новые возможности как перед отдельными людьми, так и перед организациями. В то же время в самом коучинге возникают нововведения и новые направления, которые нередко освещаются на конференциях и других мероприятиях, посвященных коучингу.

[1] Хэмел Г. Манифест лидера: Что действительно важно сейчас. — М.: Манн, Иванов и Фербер, Эксмо, 2013.

  • Марина Савельева, тренер, коуч, преподаватель

Про это…

Если в глобальной паутине задать вопрос: «что такое коучинг?», то выйдет сухое определение: коучинг (англ. coaching) — это метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. Из определения понятно только одно, что психологи или бизнес-тренеры назвали себя иностранным словом и предлагают очередной тренинг по саморазвитию. Хочу быть откровенной, поэтому сознаюсь, что когда впервые услышала «про это» именно так и подумала.

Что же изменилось? Первые изменения моего понимания и более близкого знакомства с коучингом произошли в 2011 году. Мне повезло работать в компании в которой развито направление корпоративной культуры. У нас есть ценности, миссия, видение, а так же мы подводим индивидуальные итоги года с прописанием целей на предстоящий период. Подведение итогов проходит в виде индивидуальной беседы с элементами коучинга. Как и всё новое, такая форма общения для меня, показалась, сложной, некомфортной, но все цели и пути их достижения были написаны мною собственноручно и самое главное выполнены и 2012 и 2013 году. Именно в этот период возник интерес – это что же за волшебство, тебя никто не заставляет, не требует, ты сам себя контролируешь при этом «горишь» той или иной идеей.

Дальше – больше. Я уже руководитель группы продаж и наш эйч-ар-менеджер при этом дипломированный коуч, для того чтобы снять стресс у сотрудников (часто беседу воспринимали как экзамен) предложила нам самим подводить годовой итог со своими коллегами. При этом рассказала как выстраивать беседу, подробно описав несколько инструментов. Например, познакомила со «шкалой», поведала про «безоценночность» восприятия сказанного, про обязательное смартирование поставленных целей. Класс! Супер! Подумала я тогда – это же так легко, наивная… именно в 2014 году я вступила (теперь знаю) на 1 стадию: «Бессознательная некомпетентность». Так как все беседы проходят раз в год сильно погружаться в изучение данной темы за текущими делами не торопилась. Понимание того, что что-то не так пришло тогда, когда я искренне не понимала, почему же когда с сотрудниками пишешь цели на следующий год, а бывает, что и за них, они просто забывают, а что же они себе понаписали. Ведь я же помню, что себе на год планирую и непременно хочу этого достичь. А может дело то во мне? Вот она втора стадия: «Сознательная некомпетентность». Именно так я и попала на курс: «Основы коучинга», конечно же ещё и мой сознательный друг этому поспособствовал (Вер, спасибо тебе).

Благодаря полученным знаниям:
• во-первых пришло чёткое понимание, а что же в принципе-то такое «коучинг», и теперь чётко могу объяснить что здесь, зачем и почему (проверено на родственниках (мама, муж)).
• во вторых получилось на практике попробовать весь материал. Именно при работе в тройках удалось понять, для чего необходим каждый инструмент. При этом, получая обратную связь о том что надо улучшить, от сессии к сессии ты действительно рос.
• в-третьих увидела новый горизонт развития. Поняла, что коучинг необходим не только в работе, но и в других сферах жизни. Например, в отношениях с семьёй (у меня двое детей подростка 12 и 17 лет, которым точно такой формат общения, по-моему будет комфортным)

Подводя итог вышесказанному в этом абзаце сейчас нахожусь вроде как на 3 ступени: Сознательная компетентность — навыки еще не сформированы. Приходится каждый раз следить за собой, чтобы все сделать правильно.

С 19 декабря 2017 года мне представляется уникальная возможность повысить свою компетентность. Начинается обратная связь с коллегами. 10 сессий, которые, надеюсь подарят моим чемпионами положительные эмоции и дадут возможность их продвижения к собственным целям, а так же верю, что в этот раз общение получится особенными.
В завершении о личном… По моему коучинг помогает жить в полной ясности относительно своего будущего, привести свою жизнь в полный порядок и установить личные цели. Спасибо за удивительное погружение и новые открытия.

  • Анна Жилкина, руководитель ЦН «Проспект», г. Пенза