Всё ли в жизни — наш собственный выбор?

Вопрос о «Выборе» волновал множество великих умов истории и людей огромной веры и посвящения, как на западе, так и на востоке (не говоря уже о других сторонах света, в которые указывают стрелки компаса). И вот, представьте, он волнует меня! Возможно, он также волнует и вас? Ну, раз вы это читаете… А, значит, все мы недалеко ушли от гениев и духовных подвижников. С чем нас и поздравляю!

шахматы

Но если серьезно…

  • По своему ли выбору я родился?
  • По своему ли выбору провалил экзамен? Когда сдаем на «5», тут мы уверены, что «сам решил — сам сделал», вопросов не возникает :)
  • По своему ли выбору получил специальность? Или, наоборот, не смог получить желаемую специальность?
  • По своему ли выбору заболел?
  • По своему ли выбору умирает человек в молодом возрасте?

Чувствуете, какие разные вопросы? На некоторые большинство из нас однозначно ответит «ДА», на другие же вопросы скорее захочется сказать «НЕТ»…

Почему я затеял эту статью-«мысливслух»? Уже давно что-то  раскрывается внутри и стремиться наружу… Особенно когда читаю, как объясняют тему выбора другие… :)

Первый вопрос — отношение к теме выбора должно быть абсолютным или относительным? Иными словами, если результаты моей жизни — следствие моего выбора — то это так всегда, то есть это про вообще любые результаты и события, или только про некоторые?

Например, провал на экзамене (или на собеседовании) легко принять, как свой выбор, даже если я не шибко талантлив от рождения. Если даже коэффициент интеллекта находится на самой нижней границе допустимого, то, при должном усердии, я мог бы, все же, экзамен сдать. Значит, не усердствовал достаточно — это и есть мой выбор, и провал — его следствие. Другой вариант может быть таким: если я знаю ограничения своего интеллекта, я мог бы вообще не пойти сюда учиться. А, значит, сам выбрал то направление, где риск завалить экзамен, крайне высок. Вот такой вот выбор.

Несколько иначе все выглядит, если вопрос касается смерти ребенка (простите, что такая тема печальная) из-за врожденной тяжелой патологии. Он тоже сам выбрал родиться с патологией и умереть в детстве?

компас111И вот тут-то вопрос превращается не в психолого-практический, а в самый что ни на есть мировоззренческий или религиозный. Согласны?

По сути, все варианты, которые нам могут быть интересны, лежат примерно между этими двумя крайностями — результат очевидных причин во взрослом возрасте — на одном полюсе — и здесь всегда все ясно; и внезапные трагедии на другом полюсе, которые либо происходят с детьми, либо их практически невозможно предсказать, предусмотреть, а, значит, предотвратить.

С научно-рациональной, да и с психологической точки зрения мы себе не враги, а, значит, не придумываем себе такие страдания даже подсознательно, ни после рождения, ни в утробе.

Здесь логика может ветвиться.

1) Кто-то несогласен со мной, и скажет, что просто есть люди, которые сами себе специально вредят, не осознавая этого до конца. Но можно ли тогда говорить о «выборе»? «Специально вредят себе, не осознавая»? Если не осознают, значит и «не делают выбор»!

Предвижу, что вы можете мне возразить, говоря: «Они сами выбирают «не осознавать», ленятся, не развиваются — это тоже их выбор». Но давайте опять посмотрим на крайности и обратим эту мысль на детей, умирающих в раннем возрасте. Можно ли сказать «Они сами выбирают»? Насколько они могут осознавать и предвидеть?

А бывает, что и взрослые люди не могут осознать какие-то важные моменты по миллиону причин. Не потому, что они просто выбрали не думать и не развиваться. Или, даже осознавая и стремясь сделать выбор, не в состоянии его воплотить. Пример — евреи в  Германии в 1939 году. Выбрали ли они, чтобы Германия стала такой? Выбрали ли они себе осознанно смерть в газовой камере? Думаю, люди с активной позицией, стремившиеся предотвратить такой сценарий, по злой иронии, погибли первыми…. А выбрали ли 260 жителей Южной Кореи и  пассажиры из других стран принять смерть в пассажирском в самолете, сбитом российскими пограничниками в 1983 году? Список вопросов можно продолжить.

20-plane-crashes-that-left-us-bewildered-14Одно хочу сказать — жизнь богаче вариантами, чем нам представляется. И «плохими» и «хорошими».

Кроме того, если даже эти гипотетические люди, которых мы мурыжим уже четвертый абзац, умеют вредить себе, не осознавая, то как с ними работать? Им невозможно помочь, даже если они сами этого «хотят». Да и хотят ли? Как их понять, если они сами себе враги? Итак, здесь нарисовался какой-то тупик. Даже если такие люди существуют, ни для психологов, ни для коучей, ни для потенциальных друзей они непознаваемы, и что-либо с ними делать практически невозможно. Просто жаль. Можем только оставить их в покое.

Однако всё это противоречит моей вере в то, что у каждого человека есть изначальная добрая душа и в то, что с каждым человеком в большой степени «всё окей». Я более склонен верить, что людей, делающих выбор во вред себе, просто не существует. Либо их абсолютное меньшинство.

2) Второй подход — все же согласиться с тем, что мы себе не враги. Если говорить, что всё в нашей жизни выбрали мы сами, притянули мы сами, тогда придется признать, что возможность сделать осознанный выбор типа «я буду страдать в детстве» уходит в период «до-зачатия», то есть в «жизнь до жизни».

Итак, возможно, я сделал выбор «до зачатия» и запрограммировал себя «дойти до жизни такой». Почему? Наверное, это возможно либо вследствие кармы, либо хронического духовного мазохизма, либо  некой великой миссии, которую принять и осознать не так-то просто.

Погодите-ка… Это уже духовно-религиозный взгляд на ситуацию!

Понимаю, что каждый верующий (и я сам) скажет, что «религия и вера — не одно и то же, и вообще мы за истину, а не за религию» и т.д. И все же, по-честному, мы часто смещаем тему выбора именно в сферу веры и религии. Получается тогда, что мы говорим уже не о психологии и не о развитии человека в общем понимании, а лишь о точке зрения той или иной религии на эту тему (ну, или просто о моей вере). И, мне думается, это важно просто принять. Как уж есть.

3) Есть еще третий вариант — не привлекая религию и веру, отметить, что каким-то образом к тому или иному печальному событию в жизни ведет цепочка причин и следствий. Так, например, родители могли что-то «нахимичить» в своей жизни, поэтому следствия сваливаются на детей. Ведь дети и родители как-то связаны. То есть, это не совсем уж мой выбор, но отчасти он мой, так как он «НАШ» — меня и моих предков. Я — часть «всего этого», поэтому каким-то образом я «за всё в ответе». Но в таком случае опять получается, что выбор «прийти к результату» сделал «не совсем я» или не в чистом виде «я сам».

Надеюсь, пока еще я не слишком вас утомил? Тогда пойдем дальше.

Второй вопрос, связанный с первым — можно ли как-то научно доказать ту или иную точку зрения про  выбор?

жирафКак это было у Ламарка — «жираф выбрал тянуть шею к верхним веткам во время обеда, и результат эволюции — у жирафов длинная шея»! Ламарк думал, что доказал. Ну, логично же! Прошло всего две сотни лет и большинство из нас в школах смеются над Ламарком. А потом благополучно о нем забывают и живут себе дальше. Строя свое мировоззрение иногда похожим на Ламарка образом. Как это интересно! А вообще-то, он был довольно умный мужик. Но умный — не значит «абсолютно правый во всем».

Так вот, если я верю, что всякое событие в жизни любого человека, есть результат его личного выбора, сделанного либо в этой жизни, либо в утробе, либо в жизни прошлой, то могу ли я это достоверно доказать? Да, так, чтобы и потомки восхищались таким логичным и сильным доказательством? И, наоборот, если я верю, что не всё есть выбор человека, то могу ли я доказать это?

Я отвечу так: я не могу достоверно доказать ни того, ни другого. Поэтому я слушаю, что говорит мне опыт, сердце и интуиция — что верно, а что нет. Но в то же время остаюсь открытым ко взглядам других людей. Ну, особенно, если они тоже достаточно гибкие и не слишком навязчивые. :)

В моем понимании вопрос о том, «всё ли мы выбираем сами», это на 99% вопрос веры (либо религии и мировоззрения — как вам угоднее!) и лишь на 1% вопрос практики и статистики. Что принимать, и что с этим делать каждый решает сам.

Третий вопрос. Кто во что верит? При всем уважении.

Наиболее распространенное понимание кармы, как череды перевоплощений, присуще буддизму и индуизму (а вернее — индуизму и буддизму — в таком порядке). В прошлой жизни мы запланировали то, какими воплотимся в этой. Если я что-то «напортачил» в прошлой жизни, и не осознал этого, отрабатывать долги придется в нынешнем воплощении. Самое интересное, что «запланированность» и выбор, опять, могут быть как осознанными, так и неосознанными. И опять вопрос — если нет осознанности — есть ли выбор? Это уже вопрос к прошлой жизни, а, значит, пространство вариантов и неопределенности расширяется.

religii_miraО том, что мы сами запланировали свое рождение на земле и все будущие тяготы, говорят, например, учение церкви Иисуса Христа Святых Последний Дней (Мормоны) и учение Сайентологов. А также некоторые другие. Более общехристианский взгляд на эту тему таков, что мы — часть грешного человечества, а поэтому отчасти, всё происходящее с нами, происходит именно из-за нас (хотя в практическом смысле из-за Люцифера и наших предков). Плюс и той и другой точки зрения — более спокойное принятие того, что есть. Если, конечно, «не слишком припекает». Уважаю многие религиозные традиции, и повсюду имею хороших знакомых… Верю, что части истины есть в каждом из учений.

Даже если я принимаю одну из религиозных теорий и вижу ее подтверждение на практике, следует ли из этого вывод, что она единственно верная? Мой опыт в моей вере может быть противоположным опыту другого верующего, придерживающегося другого учения. Кто прав? Я или он? Возможно, что правы мы оба.

Еще интересно, как мой личный опыт может углубить приверженность той или иной идее.

Я верил — я практиковал — я испытал — я убедился — это истина

Это отличная формула. Приверженность вере растет, но при этом уважение к иным взглядам может пропадать… Есть люди, которые чувствуют себя духовно ближе к буддизму и индуизму, свидетельствующие о том, что видели свои прошлые воплощения. О похожих снах и видениях рассказывают сайентологи, плюс подобные переживания могут быть и у представителей других духовных направлений. Тогда что получается? Можно ли говорить, что это является доказательством учения Хаббарда? Или же это доказывает именно кармические перерождения? Я верю, что «может одно, может быть другое, а может, даже, и нечто третье». Но эта тема — уже за рамками данной статьи.

А теперь еще один — четвертый вопрос: где здесь про коучинг? Мы же, все-таки, читаем об этом на сайте, посвященном коучингу?

0gpr6mMcSo2q7_1152Можете ли вы полностью включиться в состояние принятия в диалоге с другим человеком? Я — нет. Хотя искренне развиваюсь в этом направлении. Коучинг — про умение слушать, ценить, принимать, и, при этом, быть собой, не растворяясь в бесконечных точках зрения. Это то, наиболее важное, чему я учусь в каждом диалоге. Это то, в чем я расту. При этом осознанно принимаю то, насколько мне еще далеко до совершенства.

Если я говорю, что мой подход к выбору — единственно верный, я что-то теряю, как коуч. Поэтому я выбираю оставаться открытым. И хочу пригласить к тому же всех, для кого это ценно.

Все ли в своей жизни выбрал я сам? Не знаю. Многое — точно да. Но верю, что не всё. Почему? Потому что пока не нашел в подходе «я всё выбрал и все создал сам» достаточной логики вне религиозных построений.

Завершающий пятый вопрос: в чем ценность отношения к вопросу выбора?

b1Мартин Селигман, основатель «Позитивной психологии», в 1964-67 годах вел серии опытов, которые привели к интересным результатам и были расширены в середине 1970-х сериями исследований Э.Лангера и Д.Роден. Заметьте, открытиям уже 40 лет!

Результаты опытов открыли эффект так называемой приобретенной или выученной беспомощности. Оказалось, что человек (да и другие живые существа на Земле!) чувствует беспомощность и теряет мотивацию не тогда, когда встречает трудности и ситуации, наполненные негативом, а тогда, когда имеет определенную точку зрения на происходящее, когда дает им определенную интерпретацию.

Внимание!

Повторяющийся негативный или печальный опыт, в котором мне не удается контролировать ситуацию, провоцирует ощущение беспомощности. Если же причины негативных ситуаций человек привыкает ассоциировать с самим собой, думает, что он этого заслуживает, потому что «он такой», то ЭФФЕКТ ПРИОБРЕТЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ усиливается! Мотивация падает, самооценка падает, энергия пропадает, краски жизни тускнеют. При замыкании ситуации на себе, человек склонен распространять негативное восприятие и на другие ситуации, трудности воспринимаются уже не как временные, а как постоянные и неизбежные.

r565484_3450645Какой из этого следует вывод? Если человек, наоборот, связывает трудности не только с собой, но и с внешними, не зависящими от него факторами, то они оцениваются как временные и не снижают, а могут повысить мотивацию для их преодоления. Если человеку предлагается выбор и он осознанно решает, что принимает только то, что по силам, плюс получает поддержку, то вера в себя и вера в людей растут, общий тонус повышается.

Как говорится, всегда важен баланс! Ощущать ответственности за свою жизнь и за результаты своих действий важно. Но при этом акцент лучше всего делать на то, что действительно вам подконтрольно.

Джессика Уотсон в определенный момент стала  самой юной мореплавательницей, совершившей одиночную кругосветку. Мечта родилась, когда ей было 13 лет. В то время управлять яхтой у нее получалось хуже, чем у других детей в яхтклубе. Да она и не стремилась взять за все ответственность. Просто шаг за шагом искала то, что поможет ей осуществить мечту. Иногда обстоятельства, да многие известные люди, включая членов правительства, были против нее. Умение воспринимать всё это как «внешнее», «временное» и «не зависящее от нее» давление, помогло сохранить равновесие и приверженность мечте. Она просто училась расширять свой круг возможностей. Собрала вокруг себя огромную команду поддержки, доверилась профессионалам, друзьям и новым технологиям. В результате она справила свое 16-летие на полпути в Тихом океане, и, проведя в плавании более полугода совершенно одна, победно вернулась в Сидней, установив на тот момент мировой рекорд! Но лучше почитать об этом в ее книге «Сила мечты». :)

Итак, вот во что я верю? В то, что многое в жизни создаю и выбираю я сам. Но не всё. С этим настроем удается лучше сохранять энергию, позитив, уважение к людям других точек зрения, умение проявить внимание и заботу, создать поддержку.

В подходе «Каждый всё выбирает сам — только так и больше никак» недостаточно гибкости для работы с людьми. Я как бы беру на себя роль Бога, поучая других о том, чего сам не ощущал и не проживал. Я ведь не прожил всех жизней? А вы?

Предлагаю присмотреться к другому варианту:

«Каждый из нас выбирает в жизни очень многое, но, вероятно, не всё, … хотя, кто его знает?»

— в нем гораздо больше гибкости, интереса, жизни. Пока это мне ближе. Но не претендую на абсолютность.

photo.jpg…А что вы думаете по этому поводу? :)

Искренне желаю вам снова и снова находить (или создавать!) в жизни то, от чего поет душа, от чего расправляются крылья, а каждый день наполняется яркими красками! И пусть ваш выбор будет всегда по-настоящему ВАШ! Спасибо вам за то, что вы есть, ведь каждый человек — удивительная вселенная мудрости, добра, эмоций и смыслов!

С уважением,
ваш Иван Колупаев

 

 

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.