Шкала как инструмент работы коуча. Заметка первая.

da006342a8f3b50b1b039c66eebf4bbeЕсли подумать, ради чего я живу, ради чего живет каждый из нас, то, вероятнее всего, ради каких-то значимых мотивирующих целей. Для кого-то важнее ориентироваться на цели долгосрочные, для кого-то средне- или кратко-срочные.

Сами цели могут быть очень разными – выстраивание гармоничных отношений с человеком, получение новой профессии, увеличение дохода, вывод на рынок нового продукта, или просто цель “научиться быть спокойным”…

Когда мы стремимся к целям, зачастую мы неосознанно употребляем довольно “опасные” прилагательные – “больше”, “лучше”, “быстрее”… Например, “Хочу, чтобы доход был больше”, или “для меня важно меньше времени уделять текучке и больше – творческой работе” и т.д. Что же не так с этими прилагательными? Дело в том, что с ними цели выглядят расплывчато и не конкретно. Из-за этого мы не можем отслеживать их выполнение. Более того, мы можем не понять даже момент их достижения! А эмоциональный мозг (лимбическая система) склонна воспринимать любую ситуацию, как недостаточно удовлетворяющую. “Малавата будет! Малавата!” Это, в свою очередь, провоцирует состояние растущей неудовлетворенности собой. Для того, чтобы нейтрализовать этот момент и усилить позитивную мотивацию, важно связывать даже расплывчатые цели с количественными показателями. Для этого мы используем шкалу.

ШкалаШкалы, на самом деле, в коучинговой работе могут быть разными – шкала состояний, шкала движения к цели (об этом мы как раз и повели разговор в самом начале), шкала времени, пространственная шкала, шкала знаний и т.д.

В этой заметке давайте посмотрим только на шкалу движения к результату, к цели. Чтобы понять, как будет выглядеть “та самая” цель, цель, которая меня воодушевляет на 100%, важно ее описать достаточно полно. Это и будет “десятка” на нашей 10-балльной коучинговой шкале. Давайте рассмотрим это на примерах.


Пример 1. Моя цель – меньше времени уделять работе, больше времени – семье. Как звучит? Не конкретно. Тогда что будет той самой “десяткой”? – тем состоянием дел, когда я точно доволен тем, сколько времени работаю и сколько уделяю семье? Скажем, меня бы устроило, если бы я каждый день работал не более 6-ти часов, а с семьей проводил не меньше 2 часов и 30 минут каждый день. Итак, “10-ка” зафиксирована. Теперь важный вопрос – насколько эта цель для меня реалистична? Допустим, реалистична – я верю, что смогу ее достичь – но это потребует существенной перестройки моего рабочего расписания. Возможно, мне нужно будет поменять место работы и находиться в гибком графике – и это уже одна из подцелей для реализации большой цели.

officeСледующий момент – когда я планирую достичь поставленной цели? Ну, понимая, что здесь нужно много подготовительной работы, могу решить, что это – полгода. Итак, я зафиксировал цель во времени.

Еще один важный вопрос – оценить то, где я нахожусь сейчас по отношению к той “десятке”? Возможно, сейчас я работаю не меньше 8 часов в рабочие дни и 4 часа по субботам. А с семьей провожу в лучшем случае 1 час в день. А иногда и вообще нисколько. Где я на шкале? Это я выбираю интуитивно или на основе своего понимания. Допустим, для меня это “4-ка” на шкале. Итак, цель зафиксирована, и нынешнее состояние тоже.

Следующий момент – понять, что может быть первым шагом, продвигающим к цели, скажем, всего на 1 балл…


Дальнейшая работа со шкалой может быть разной. Один вариант – временно оставить шкалу в покое и поработать с будущим и с Пирамидой логических уровней (Дилтса). Либо можем переключиться на Колесо изменений – найти и прописать, что вообще важно изменить в движении к цели. Другой вариант – работать именно со шкалой пункт за пунктом – определяя, что станет “пятеркой”, “шестеркой”, “семеркой” и так далее. Таким образом сформируются практические шаги достижения результата.

Как вам всё это?

Теперь же давайте рассмотрим еще один нюанс работы со специфическими целями.


Пример 2. А если моя цель очень “неизмеримая”? Как быть? Например, цель “поправить здоровье и чувствовать себя хорошо”. Как понять, что есть “десятка”? Здесь важно описать для себя как можно подробнее “Что для меня “хорошо себя чувствовать””? Возможно это бодрость по утрам и легкий подъем в 6:30 или раньше. А тогда возникает следующий вопрос – что такое “легкий подъем”? Здесь есть разные варианты. Можно, например, вспомнить себя сколько -то лет назад, когда вы крепко спали, отлично отдыхали ночью и сразу просыпались, полные бодрости. Если прям такого яркого воспоминания нет, вспомните то, которое ближе всего к желаемому состоянию. Тогда “десяткой” будет “Бодро, как тогда! Или еще бодрее” И ваше подсознание, а также ваша память помогут вам объективно сравнить нынешнее состояние с желаемым, к которому вы движетесь.

Далее, когда вы перевели цель в достаточно измеримое состояние, продолжаете работать со шкалой также, как в Примере 1.


post-img12Примерно таким образом мы используем в коуч-сессиях “шкалу результата”. Нюансов и возможностей здесь, на самом деле, очень и очень много!

Иногда бывает интересно подключить к работе тело и пространство – то есть буквально разложить шкалу на полу и походить по ней, прислушиваясь к своим ощущениям.  Но такую работу лучше вести с профессиональным коучем :)

А рисовать шкалу, конкретизировать цели, добавлять ясности в движении к своей мечте вы, используя этот инструмент, можете сами.

Предлагаю на этом предварительное знакомство со шкалой (и “шкалированием”) завершить. Хорошо?

Спасибо за интерес и желаю вам замечательных успехов в вашем развитии!

Искренне ваш, Иван Колупаев


Автор публикации

не в сети 5 дней

master

Комментарии: 0Публикации: 518Регистрация: 24-04-2014
Закладка Постоянная ссылка.

2 Комментарии к Шкала как инструмент работы коуча. Заметка первая.

  1. пишет:

    Спасибо за статью. Время от времени перечитываю, помогает работать с целями и с задачами. Использую как шпаргалку во время планирования дел.

  2. пишет:

    Спасибо, Туяра! Рад, что полезно. Обязательно продолжу добавлять статьи и заметки о разных упражнениях и техниках.
    Желаю успехов!

Добавить комментарий